Сайт автора: gsomov.com

Название статьи:


Сомов Г.Ю. (2013). Взаимосвязь метафор и метонимий в знаковых системах визуального искусства: на примере анализа произведений В. И. Сурикова. Somov, Georgij Yu. (2013) The interrelation of metaphors and metonymies in sign systems of visual art: An example analysis of works by V. I. Surikov. Semiotica. Volume 2013, Issue 193, Pages 31–66, ISSN (Online) 1613-3692, ISSN (Print) 0037-1998, DOI: 10.1515/sem-2013-0003, February 2013


Аннотация: Взаимосвязь метафор и метонимий проявляется в невербальных знаковых системах визуального искусства в различных формах: в фундаментальных интенциях произведений, в формировании концептов, в знаковых системах текстов. Системности взаимоотношений метафор и метонимий на этих уровнях наиболее наглядно предстают на основе анализа произведений великих мастеров изобразительного искусства конца девятнадцатого - начала двадцатого веков. В этом аспекте служит примером искусство Сурикова. Метонимии осознанного характера появились у него в молодости, а затем были реализованы в основных картинах, во взаимосвязи с различными метафорами. Эти взаимосвязи осуществляются в системах различия и тождества, в слоях денотаций и коннотаций. Эти системы связаны общими организующими структурами которые позволяют проявиться знаковым образованиям метафор и метонимий.



Ключевые слова: метафора; метонимия; обозначение; коннотация; визуальное искусство; Василий Иванович Суриков


Статья содержит: иллюстрации и графические схемы.


В статье содержится анализ следующих произведедений В. Сурикова:


Василий И. Суриков, Утро стрелецкой казни (1881, масло, 218 — 379cm, Третьяковская галлерея, Москва)



Василий И. Суриков, Меньшиков в Березове (1883, масло, 169 — 204 cm, Третьяковская галлерея, Москва)



Василий И. Суриков, Боярыня Морозова (1887, 304 — 587,5 сm, Третьяковская галлерея, Москва)



Василий И. Суриков, Покорение Сибири Ермаком (1887, 304 — 587,5 сm, Третьяковская галлерея, Москва)